Доступ к информации является неотъемлемым правом человека. Все граждане Кыргызской Республики, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеют конституционное право обращаться в государственные органы или органы местного самоуправления. Причины для обращения могут быть разными: одни лица хотят указать государственному органу на недостатки в его работе, другие – решить свой собственный вопрос, например, получить лицензию на занятие какой-либо деятельностью, третьи – запросить необходимую информацию, четвертые – пожаловаться на государственного или муниципального служащего и так далее.
Сегодня, в век цифровых технологий, сокращение времени на получение информации напрямую влияет на благополучие граждан. Доступность информации повышает осведомленность и отражается на качестве принятых решений. Открытость данных улучшает отношение граждан к государственным органам. Указанные факторы подтверждают актуальность темы Санариптона «Доступ к данным в целях лучшего управления и местного самоуправления, лучших экономических возможностей и подотчетности» и разработки эффективного сервиса электронных обращений граждан.
Имеющиеся сегодня способы подачи электронных обращений обеспечивают только доставку электронного обращения в органы власти. Отсутствует система мониторинга статуса (доставлено ли письмо, принято ли к исполнению), а также мониторинг исполнения заявки для руководителя ответственного министерства или ведомства. Это является причиной того, что обращения остаются без ответа или обрабатываются не в срок.
Реализация проекта «СУРОО» станет инструментом обеспечения права на доступ к информации для всех, в том числе для уязвимых слоев населения. Проект позволит сформировать эффективный диалог органов власти с гражданами, общественными организациями и предпринимательским сообществом. Значим мультипликативный эффект от реализации проекта: сокращение издержек на поддержание бумажного документооборота, оптимизация деятельности и кадрового состава государственных органов, снижение коррупции и как следствие развитие экономики.
Наименование проекта: Сервис электронного обращения граждан «СУРОО».
Цель проекта: обеспечение прозрачности и подотчетности деятельности органов власти обществу за счет использования современных информационных технологий и новых средств коммуникации.
Описание проекта: «СУРОО» представляет собой сервис, состоящий из электронного портала для обращений граждан и сервиса обмена и мониторинга электронных обращений через систему «Түндүк». Обращения граждан будут направлены в систему электронного документооборота Infodocs или в случае, если ведомство не подключено к данной системе, – на электронную почту. Гражданин будет иметь возможность отследить статус своего обращения, данные исполнителя и ориентировочный срок ответа по уникальному идентификатору его запроса. Дополнительное лицензирование для реализации проекта не требуется.
Преимущества проекта:
- Не требуется регистрация в отдельном кабинете (для ведомств, имеющих систему электронного документооборота Infodocs).
- Возможность мониторинга исполнения обращений граждан (как внутри ведомства, так и со стороны гражданского общества).
- Визуальный трекинг обращений граждан (не требуются повторные обращения для уточнения статуса обращения).
- Аналитика обращений.
- Рейтинг государственных органов.
Задачи проекта:
- Упросить способ коммуникации между гражданами и государственными органами.
- Повысить доступность граждан к государственным услугам.
- Повысить открытость и прозрачность к государственной информации / отчетности / данных.
- Провести мероприятия по повышению осведомленности граждан о возможности отправки электронных обращений.
- Провести обучающие мероприятия о принципах работы нового сервиса электронного обращения среди граждан.
Инструменты реализации проекта:
- Разработать систему мониторинга обращений граждан – сервис «СУРОО», способную легко внедриться в государственную систему электронного документооборота Infodocs.
- Обеспечить разработанную систему отслеживанием статуса заявки (трекинг) для руководителя исполнителя, исполнителя, так и для гражданина.
- Подготовить обучающие материалы (инструкции) для широкой аудитории, а также запустить видеоролик в СМИ.
- Провести презентацию проекта среди целевой аудитории (неправительственные организации, журналисты, общественные советы и активисты), способной самостоятельно, путем сарафанного радио (и прочего), распространить информацию.
- Распространить информацию баннерной рекламой на популярных интернет ресурсах Кыргызстана.
- Обеспечить мониторинг эффективности внедрения нового сервиса, путем проведения интервью с прямыми бенефициарами и государственными органами, и дальнейшим внедрением рекомендаций для улучшения работы сервиса.Партнеры проекта «СУРОО»: ГП «Инфоком»; ГП «Центр электронного взаимодействия», уполномоченный Правительством Кыргызской Республики оператор системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк»; Хостиговая компания (серверное оборудование / ОФД) Хостер.kg; агентство интернет рекламы Хостер Медиа; консалтинговая компания «ЛИР». Команда проекта достигла устной и письменной договоренности с партнерами проекта. После презентаций всех прошедших первый этап команд, судьи отобрали 10 лучших команд для участия в «учебном лагере», где команды при поддержке наставников продолжали работу, чтобы превратить свои идеи в реалистичное проектное предложение.
Команды, прошедшие на следующий этап: My Data, Mad Aliens-2, VLAIMI, Smart Citizen, Kloop Media, LIR, Lek-Info, Sanarip Bilim, IDC, Sanarip ID.
На момент написания статьи (декабрь 2020) проект реализован, протестирован и находится на завершающим этапе по сдаче отчетности. Воспользоваться порталом можно на сайте https://kattar.tunduk.kg/